Закон приняли, а что дальше?

Изоляция Рунета: закон принят. А что дальше?

Владимир Путин подписал закон о «суверенном Рунете». Но многие его называют по-другому — законом об изоляции Рунета. Затраты на реализацию закона сейчас предварительно оцениваются в 20-30 млрд рублей. Возможно ли это — отключить в нашей стране интернет, станет ли у нас, как в Китае, и будут ли работать блокировки? Мы постарались ответить на эти вопросы.

Однако сейчас перечень потенциальных угроз не составлен. Также непонятно, кто будет нести ответственность за сбои, так как в документе говорится, что «системы фильтрации трафика могут давать сбои, которые повлекут за собой проблемы с доступом к интернету в России». При этом там указано, что интернет-провайдеры смогут предъявлять претензии к Роскомнадзору из-за сбоев в работе, но никого к ответственности за это — в том числе разработчиков технологий, операторов связи или Роскомнадзор — привлечь нельзя.

«Сейчас хотят ввести упрощенный пакет блокировок, а с 2021 года планируется перевод всей инфраструктуры на отечественное программное обеспечение. Объективно никто не знает, что произойдет 1 ноября 2019 года (начало работы закона — прим. ред.), ни тем более 1 ноября 2021 года (начнет действовать положение о национальной системе доменных имен — прим. ред.). Я думаю, что такая структура, как Роскомнадзор, станет закручивать гайки», — говорит технический директор компании sibedge Всеволод Мороцкий.

Компания sibedge является членом одной из крупнейших в РФ ассоциации производителей программного обеспечения Russoft. Была основана в 2007 году и имеет представительство в Сан-Франциско.

«Бизнесу надо будет готовиться к переходу на национальные data-центры, национальные системы шифрования, национальные cloud solutions (облачные решения). Например, компания Mail.ru. Мы с ними сотрудничаем в ряде проектов. У нее свой проект на базе private cloud — MCS. Возможно, они делают все под новый закон», — говорит Всеволод Мороцкий.

По его словам, сейчас отключить интернет технически сложно. Ближайший сосед Китай, где действует The Great Firewall of China (неофициальное название «Великий китайский файрвол»), вкладывает миллиарды в поддержание этой сети.

«Создано целое подразделение, армия разработчиков, армия людей, которая занимается систематическим мониторингом, чтобы поддерживать некую цензуру в стране. У них даже есть собственная мобильная сеть WeChat, как ее называют в Европе. А сейчас в России точек выхода, точек соприкосновения с глобальным интернетом очень много. Нет единственного кабеля, который можно перерезать. Объективно на это понадобятся многомиллиардные затраты. Они хотят сделать DPI – deep packet inspection. Это, условно говоря, глубокая инспекция пакетов», — рассказывает Всеволод Мороцкий.

Технический директор организации Роскомсвобода (общественная организация, деятельность которой направлена на противодействие цензуре в интернете, а также пропаганду идей свободы информации и саморегуляции интернет-отрасли — прим. ред.) Станислав Шакиров также проводит параллели с китайской моделью интернета. Однако, по его мнению, сейчас все усилия властей направлены на то, чтобы максимально «отгородить информацию», которая может побудить людей к протестным действиям, и пресекать возможность коммуникации в соцсетях.

Так что, скорее, наблюдается именно этот тренд, чем движение в сторону китайской модели интернета. Хотя бы по той причине, что особенность интернета в Китае состоит не просто в его сильной зарегулированности. Там есть своя экосистема, и их интернет достаточно гармоничен, несмотря на цензуру, препятствующую развитию отрасли. Там много денег, китайские бизнесмены с охотой вкладывают средства в национальные стартапы и прочее. В России ничего этого нет, — говорит Шакиров.

Специалисты отмечают, что при желании и при достаточном финансировании можно будет обходить блокировки Роскомнадзора. Однако использование VPN не будет являться 100 % эффективным способом.

Читать еще:  Эхолот Humminbird Helix 12: знакомство, адаптация, использование.

Обходы через VPN-провайдеров эффективны, но до тех пор, пока скоуп адресов VPN-провайдера не попадет в черные списки Роскомнадзора. Проще говоря, если определенные vpn-ноды с определенными подсетями будут интенсивно использоваться гражданами и Роскомнадзор будет видеть большой трафик, идущий с этих подсетей, это лишь вопрос времени, когда подсеть будет заблокирована. Помните, когда Роскомнадзор только начал бороться с Telegram, были новости о том, что куча подсетей были заблокированы. И досталось, в том числе, клиентам сервисов Amazon, Google и т. д., которые тоже попали под блокировки. А многие российские IT-компании, в том числе, также сидят на этих облачных решениях от Amazon и Google, соответственно, часть подсеток оказалась отрезанной, — рассказывает Всеволод Мороцкий. — Павел Дуров довольно успешно обходит блокировки Telegram, но Павел Дуров, который на ICO поднял несколько миллиардов евро под свой мессенджер, тратит немалые суммы на обход блокировок. Это бесконечная борьба.

Сейчас непонятно, будут ли работать в России иностранные сайты, когда Роскомнадзор решит вводить «чрезвычайное положение» и перевести Рунет на внутреннюю инфраструктуру. Также не ясно, кто будет производить оборудование для создания суверенного интернета, сколько будет стоить обслуживание этих технологий, а также будут ли финансироваться новые игроки рынка, которые решат начать работу на рынке интернет-провайдеров. Вероятно, инициатива приведет к появлению большой госмонополии на интернет.

Многие эксперты критиковали подписанный в начале мая документ за дополнительную фильтрацию трафика — она может сильно снизить скорость интернета в России, что сделает практически невозможным интернет вещей в стране.

Другие новости

Минкомсвязь и Роспечать предложили не облагать налогами до 30% нереализованной печатной продукции. Только в периодике это позволит сэкономить издателям около 1,7 млрд рублей.

Представители власти отказ мотивируют некими «пометками в списке аккредитованных СМИ от службы безопасности губернатора», где Муксун.fm был «помечен красненьким».

Мероприятие состоится 25 ноября. Регистрация открыта!

Знак учрежден в память о Леониде Ирмовиче Левине, создателе издательского дома «Норд-Пресс» (Якутск), который много лет выпускает бескомпромиссную и честную газету «Якутск вечерний».

Как инициатива становится законом

Федеральное Собрание (ФС) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.

Кто может стать автором законодательной инициативы?

Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект поступил в ГД. Что дальше?

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее — в ст. 105 Регламента ГД) направляются на имя Председателя ГД. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом. То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.

Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).

Читать еще:  Палатка для зимней рыбалки Lotos 3 - обзор и отзывы

Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.

Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы.

Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д. Например, после внесения в Государственную Думу проекта закона о совершенствовании пенсионного законодательства проводились парламентско-общественные слушания, по итогам которых была создана рабочая группа. Она продолжит свою деятельность и после того, как закон будет подписан Президентом страны.

После того, как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.

В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.

Первое чтение

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.

Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Второе чтение

После того, как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:

  • таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
  • таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
  • таблица поправок, по которым не было принято решений.

Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.

Третье чтение

В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.

В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение в Совете Федерации

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

  • федеральные конституционные законы;
  • законы о поправках в Конституцию;
  • финансовые законы;
  • законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Читать еще:  Отзывы о снастях Росомаха

Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.

Подписание закона Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

«Закон Хованской» принят. Что дальше?

В Минэкономразвития посчитали, что принятие закона в разы уменьшит доходы бизнеса. Тем не менее Галина Хованская уверена, что сейчас контроль предпринимателей, оказывающих подобные услуги, невозможен по причине отсутствия регистрации бизнеса.

Впервые о запрете гостиниц в многоквартирных домах заговорили 4 года назад. А первое чтение состоялось 2 года назад, сопровождаемое протестами предпринимателей.

Сама Хованская, предлагая законопроект, высказывала опасения об увеличении социально неблагополучного населения, проживающего в многоквартирных жилых домах.

Пауза в обсуждении данного законопроекта была взята во время футбольного чемпионата мира, чтобы не создавать искусственный дефицит средств размещения.

Для второго чтения законопроекта был добавлен пункт, который обязывал предпринимателей согласовывать с собственниками жилья цель помещения.

Бизнесмены выдохнули именно тогда, когда сама Хованская изъяла из текста законопроекта фразу «иных средств размещения».

Депутатом Николаем Гончаром такое изъятие показалось профанацией, так как по сути выводит в легальность т.н. «туризм на нарах».

Некоторые эксперты отрасли считают, что закон поставит жирную точку на процессе легализации средства размещения. Потеря бизнесом доходов неизбежна.

Предприниматели уже образовали рабочую группу, которая призвана решать проблемы бизнесменов. Например, в северной столице около 95% отелей, позиционирующие себя как малые средства размещения, располагается в жилом фонде.

Сейчас у предпринимателей есть два пути, по которому они могут продолжать оставаться в бизнесе и не потерять его. Первый путь ‒ это перевод здания в нежилое помещение. Второй путь ‒ это аренда другого объекта по особой адресной программе.

Однако и первый, и второй путь достаточно проблематичны и имеют свои подводные камни.

Юнис Теймурханлы полагает, что следует ожидать закрытие небольших средств размещения в многоквартирных домах. Плохие отзывы на турагрегаторах мгновенно понизят их рейтинг, а это означает гибель бизнеса.

Тем не менее путешественники смогут какое-то время получить и свою выгоду, так как малые средства размещения не станут повышать цены на свои объекты.

На самом деле, вопрос вызывает формулировка «иные средства размещения».

С таким успехом, в качестве примера, можно говорить и «иные порошки». То есть сахар, мука, крахмал ‒ это тоже порошки, от использования которых можно тоже сажать в тюрьму.

Формулировки в законопроекте должны быть четкими и конкретными, не допускать разночтений. Без них ‒ это сырой не готовый материал.

Дело в том, что принятие закона и принятие его в правовом виде ‒ это разные истории. Это как решение суда, которое состоялось, но одновременно оно незаконно. Четкость формулировок ‒ прежде всего.

Источники:

http://anri.org.ru/2019/05/08/izoljacija-runeta-zakon-prinjat-a-chto-dalshe/
http://duma.gov.ru/news/28305/
http://welcometimes.ru/opinions/zakon-hovanskoy-prinyat-chto-dalshe

Ссылка на основную публикацию